Шлифовка бетонного пола: способы, пошаговая инструкция, устранение дефектов
Работа по укладке бетона всегда требовала физических сил и терпения. Если площадка заливалась под стоянку, склад или любой другой объект, на котором будут работать люди, то всегда проводится шлифовка бетонного пола. Дело это трудоемкое, потребуется специальный инструмент, терпение и аккуратность при обработке цементного камня.
Оглавление:
Для чего нужна шлифовка
Иногда можно услышать мнение, что процедура шлифования бетонных полов нужна для придания поверхности более изысканного вида. Если речь идет о декоративных полах с засыпкой мраморной или известняковой крошкой (щебнем), то шлифовка бетона действительно способна выровнять поверхность и подготовить ее к финишной полировке.
Такая схема устройства бетонных полов часто используется в магазинах, на крытых площадках, везде, где по нормам СНиП требуется определенное качество поверхности бетонного пола. Мало того, многие магазины и торговые предприятия по санитарным нормам должны проводить регулярную влажную уборку пола. Шлифовка бетона обеспечит не просто ровный пол, а и достаточно качественное покрытие.
На стройке, складах и производственных цехах ни о каком декоративном виде речи не идет, где стройка, а где интерьер. В процессе строительства крупного склада, стоянки или цеха шлифовка пола выполняется по прозаичным причинам:
- Заливка бетона на большой площади выполняется несколькими сессиями. Качество смеси, ее пластичность, растекаемость и усадка может отличаться. Поэтому после выгрузки 5-6 миксеров бетона на основание, после схватывания на бетонной поверхности останутся выпирающие наплывы, горбы, стыки и швы от опалубки. Нужно будет отшлифовать все дефекты.
- Верхний слой бетонной поверхности всегда получается низкого качества. Пол покрыт трещинами, пылью от песка и цемента. Без шлифовки все это будет крошиться под ногами и колесами транспорта. Поэтому поверхность нужно отшлифовать.
- Заказчики объекта, особенно, если это производственный цех, закладывают в требования определенное качество поверхности бетонного пола. Шлифовка требуется для последующего обеспыливания и покраски бетонных полов.
Многие частники – владельцы собственных гаражей или мастерских также предпочитают делать шлифовку пола внутри помещений. Даже если дополнительной отделки не планируется. Это не просто дань моде, а соблюдение техники безопасности.
Можно легко зацепиться обувью за выступающий дефект на бетонном полу и получить серьезную травму. Поэтому качественная шлифовка пола так же важна, как и укладка бетона на площадку.
Способы зачистки бетона
Выбор технологии шлифования бетонного пола напрямую зависит от бетона, требований к качеству поверхности и возможностей шлифовальной машины. В простейшем случае, в домашних условиях бетонный пол можно зашлифовать обычной болгаркой со шлифовальной насадкой. Чтобы не задохнуться от бетонной пыли, шлифовку нужно будет выполнять с боковым поддувом вентилятором, или использовать строительный пылесос.
В промышленных масштабах ручной шлифовкой обычно устраняют мелкие дефекты в углах и труднодоступных местах. Основную часть работы можно выполнить 2 способами:
- С подачей водяной эмульсии в зону работы шлифовального круга. Это мокрый вариант шлифовки.
- Без эмульсии, шлифование бетонной поверхности выполняется без воды. Это сухой способ.
- Комбинированный вариант обработки, предварительная обработка – без воды, окончательная шлифовка выполняется с эмульсией.
Конкретный способ выбирается в зависимости от объема выполнения работ, требуемого качества поверхности и скорости шлифовки. Комбинированным способом обычно шлифуют очень старые бетонные полы низкого качества с большим количеством выбоин и ремонтных заплаток.
Характеристики бетона
Самое высокое качество бетонного пола получается на тяжелых высокомарочных бетонах. Если площадка заливается под дальнейшую обработку, то используется бетон марки М200. Если в проекте есть дополнительные требования к твердости пола, то заливать будут смесью М300. Такое покрытие трудно обрабатывается даже специализированным инструментом, но в итоге получается достаточно высококачественная поверхность, которую можно довести до гладкого состояния.
Крытые площадки и ангары для транспорта могут заливаться бетонными смесями М150-М200. Шлифовка такого бетона выполняется с меньшими затратами, но нужно будет дать больше времени на схватывание и упрочнение покрытия, иначе при большой нагрузке могут появится трещины и выбоины.
В любом случае перед началом шлифовки поверхность пола нужно:
- Проверить наличие трещин и участков с выпирающей арматурой (если таковые имеются).
- Выполнить обработку специальным раствором, который делает поверхность свежего бетонного пола более плотной и твердой.
Это так называемые ускорители твердения бетонной массы. Вариантов смеси много, но обычно для рядовых бетонов применяют хлорид кальция.
Шлифовка на сухую
Процесс выполняется без воды или эмульсии. Поэтому инструмент шлифовальной машины поднимает в воздух огромное количество пыли. Чтобы избавиться от пылевого облака, к облицовке шлифовального круга подключают вытяжной рукав строительного пылесоса.
Шлифовка бетона сухим способом считается более простой и удобной, так как есть возможность контролировать качество поверхности непосредственно в процессе работы. Разные участки пола могут отличаться по характеристикам, поэтому важно постоянно проверять, как глубоко рабочий инструмент срезает бетон, есть ли риски и сколы.
Сухим способом шлифуют легкие бетоны, а также полы с декоративным наполнителем. Иногда перед финишной стадией шлифовки бетонную поверхность слегка увлажняют водой. Делается это для того, чтобы снизить нагрев чугунных чашек или другого режущего инструмента. В результате качество поверхности после шлифовки повышается.
Обработка с эмульсией
Мокрый способ предполагает использование воды с добавкой небольшого количества жидкого полимера. В процессе шлифовки режущая кромка сильно разогревается, а добавка к воде уменьшает ее износ и риск появления коррозии. Кроме того, есть риск перегреть бетонную поверхность, что может привести к появлению трещин на полу.
Воду распыляет специальная форсунка внутри шлифовальной машины. Распылять эмульсию своими руками на режущий инструмент не рекомендуется. Это не улучшит качество, а может привести к появлению пятен на полу.
Скорость вращения инструмента при мокром способе выше, поэтому шлифовку можно выполнять либо с максимальной производительностью, либо настраивать машину на повышенное качество поверхности. На старых тяжелых бетонных полах можно добиться даже появления легкого глянца.
Кроме того, смачивание несколько улучшает условия работы, шлифовка идет с меньшим шумом и количеством пыли, поднятой в воздух.
Единственным минусом мокрого способа считается появление огромного количества вязкого влажного шлама – смеси бетонной пыли и эмульсии. Ее приходится убирать, для того чтобы оценить качество шлифовки.
Инструмент
Подбирается в зависимости от требуемого качества поверхности и используемого оборудования. Самый простой вариант – сменные шлифовальные круги для угловой машинки – болгарки.
Инструмент для шлифовки может быть простым, например, в виде лепестков, закрепленных на чугунной основе. Его используют для доводочной шлифовки бетона в труднодоступных местах.
Большая часть инструмента для шлифовки бетона делается из бронзы и чугуна. Обычно круг в профиль имеет форму чашки, поэтому в обиходе его так и называют – шлифовальные чашки. Режущая кромка формируется фрезерованием корпуса круга.
Лепестки могут располагаться в 1-2 ряда, иметь форму косозубого зацепления. Чаще всего режущая поверхность выполнена в виде двухрядной цепочки секторов.
На мощных шлифовальных машинах устанавливаются круги или «камни» с круглой основой из чугуна, режущая кромка уже выполнена в форме косых лезвий или трапеций – франкфуртов. Такой инструмент дает возможность выполнять шлифовку бетонного пола с большей скоростью, с захватом материала на максимальную глубину.
Предварительную шлифовку выполняют фрезами с твердосплавными пластинами или абразивом с крупным зерном (№40-№60). Таким инструментом проводится грубая обдирка «горбов» и выступающего щебня.
Далее используются чугунные чашки с зерном 400 ед., на последнем этапе – 800-1300 ед.
Для чистовой шлифовки используются чугунные резаки с алмазной крошкой. Таким инструментом можно обрабатывать тяжелый бетон с гранитным или базальтовым наполнителем.
Оборудование
Для шлифовки может использоваться несколько видов оборудования. Самый доступный вариант – угловая машинка, но ее возможностей хватает максимум на несколько квадратных метров бетонного пола.
Полноценную шлифовку бетонной площадки выполняют электрическими или чаще бензиновыми машинами. Как правило, пол обрабатывают одновременно сразу 3-4 чашки. Если шлифовать одним кругом, то на поверхности останутся риски, при этом плоскость обработки может быть слегка неровной. Три одновременно работающих круга срезают больше бетонной массы, но главное все же – это выравнивание плоскости шлифовки.
С каждым проходом по бетонному полу его качество улучшается, выравнивается плоскость поверхности, ликвидируются уклоны и волны. Для чистовой шлифовки используют более тяжелые машины с воздушным охлаждением инструмента.
На завершающем этапе применяют легкие гладильные или полировальные машины, у которых тяжелый чугунный франкфурт заменяется на мягкий круг. Увеличиваются обороты вращения, шлифовка превращается в выглаживание. В этом случае дефекты не срезаются, а заглаживаются в поверхность бетонного пола.
Инструкция по шлифованию
После заливки бетонный пол должен набрать необходимую прочность и твердость. Этот процесс идет в бетоне на протяжении десятков лет, только после 60-70 лет эксплуатации материал начинает деградировать.
Первая стадия твердения заканчивается через 6-7 дней. Если использовался тяжелый бетон, то спустя неделю можно приступать к подготовке бетонного пола. В идеале черновую шлифовку можно начинать через 20-21 день после заливки. Выходить с инструментом раньше не имеет смысла.
Для самых нетерпеливых можно посоветовать за это время сделать замеры, нанести разметку по поверхности – где горбы и ямы. В зависимости от расположения дефектов на бетонном полу выбирается соответствующая схема шлифовки.
Подготовка
Свежий бетонный пол, как правило, имеет минимум дефектов, но это не означает, что трещины и сколы не появятся в будущем. Основная усадка (на 70-80% от общей) заканчивается через 3 суток. Но зачатки будущих трещин будет видно сразу. Заодно необходимо проверить места, где могла подняться сетка арматуры. Их нужно отмечать, но резать или выбивать из застывшего пола случайно попавший мусор нужно будет не ранее, чем бетонный пол наберет полную прочность.
Исключение – металлические предметы. Их нужно вырезать болгаркой с отрезным диском по бетону сразу же, немедленно. Если времени прошло не более суток, то можно залить ремонтную заплатку.
На старых бетонных полах трещины, выбоины, сколы вырезают болгаркой так, чтобы снять со стенок как минимум 5 мм целого бетона. Таким способом обычно удается убрать повреждения бетонной массы, из которых могли бы и дальше развиваться трещины и сколы. Перед заливкой ремонтной смеси трещину желательно промазать грунтовкой глубокого проникновения. Ремонтную массу заливают жидкой, сверху нужно будет оставить «вершок», который должен компенсировать усадку свежего бетона.
Через неделю его нужно срезать болгаркой и зашлифовать по уровню основной поверхности пола. Точно так же нужно будет затереть и зашлифовать все остальные трещины и дефекты на бетонной поверхности.
Неважно, старый ли это бетонный пол с окрашенной поверхностью или свежая стяжка, на площадке всегда имеются дефекты и уклоны. На старом бетоне, например, на полу гаража или складского помещения, происходит истирание поверхности подошвами обуви или колесами транспорта.
При желании можно увидеть даже дорожки от выработки на полу. Перепад высот обычно не превышает 7-8 мм, но на очень старых площадках износ бетонного пола может быть до арматурной решетки. Такие поверхности перед шлифовкой нужно восстанавливать с закладкой металлической сетки, концы которой перевязывают со старой арматурой.
Проверка бетонного пола перед шлифовкой
Следующий этап считается наиболее сложным во всем процессе подготовки к шлифованию. Необходимо определить реальную геометрию поверхности бетонной стяжки. Это нужно сделать заблаговременно, для того чтобы составить карту шлифовки. Это поможет правильно выбрать стартовые участки шлифовки на начальном этапе.
Проверить профиль бетонного пола в небольшом помещении можно с помощью малярных шнуров, натянутых через всю комнату между плинтусами. Сами плинтуса нужно будет снять, положение натянутого шнура отрегулировать по строительному уровню.
Более удобным в работе считается лазерный уровень с 1-2 лучами. Обычно перед измерением выбирают самую нижнюю точку поверхности бетонного пола. Это будет опорная поверхность. Отсюда можно начинать шлифовку, если плоскость не имеет явно выраженного большого уклона в одну из сторон. Такой дефект часто встречается при заливке бетонного пола вручную внутри готового помещения.
После установки лазерного уровня нужно линейкой измерить расстояния от луча по бетонной поверхности через каждые 50-70 см в продольном и поперечном направлениях. Если перенести измерения на план помещения, то получится карта поверхности бетонной площадки.
За сутки перед началом шлифовки бетонный пол нужно очистить от мусора, протереть насухо и обработать укрепляющей суспензией. Раствор лучше нанести на поверхность с помощью малярного валика. Так получается быстрее. Тем более что жидкость нужно будет наносить несколько раз.
Обычно это делают перед сменой инструмента:
- Перед грубой шлифовкой, выравниванием уровня, затиркой дефектов и срезанием уклонов.
- Перед чистовой шлифовкой бетонного пола франкфурты меняют на чашки с абразивом.
- Получистовой затиркой пола.
- Перед полировкой бетонного пола до глянца.
Можно и сэкономить на пропиточном растворе. Например, при шлифовке бетонной площадки стоянки или парковочного места, или если по бетону планируется укладка дополнительного напольного покрытия. Но для внутренних помещений, там, где бетонный пол будет чистовым, полировка с суспензией считается обязательной.
Шлифовка бетонной основы
Как правило, на свежих полах работа начинается не с раскатки шлифовальной машины. На первом этапе шлифовки в первую очередь нужно срезать точечные грубые дефекты и горбы. Самые большие дефекты можно сбить молотком и зубилом. Если их много, например, осталась целая полоса «гребешков» после досок опалубки, то лучше использовать электрический отбойный молоток. Дефектные участки часто приходится шлифовать вручную, с помощью болгарки и пары дисков с абразивом.
Можно попытаться сразу срезать дефектный участок шлифовальной машиной, но это не всегда удобно. Полоса захвата у мощного аппарата широкая, чтобы снять дефект в пару сантиметров. Часто из-за защитной юбки мастеру просто не видно место, на котором нужно срезать «шишку».
Режущий инструмент обеспечивает высокое качество шлифовки, только если нагрузка стабильная. Неважно, 1 круг используется или 3. Резать дефект на бетонном полу методом «тыка» опасно, можно легко наковырять дырок и сделать сколы на бетоне.
Если это первый опыт шлифования бетона, то работу шлифмашинкой лучше начинать с зоны, где поверхность пола максимально ровная и плоская. Машину нужно отрегулировать по нагрузке на пол и скорости движения. Так как шлифовкой будет сниматься бетон со всей поверхности площадки, можно не опасаться испортить пол. По всей площади нужно будет снять от 5 до 10 мм, поэтому небольшая проверка работы машины на самом ровном участке не испортит результаты шлифовки бетонного пола.
После настройки шлифовальную машинку выводят в угол или на край самого высокого «горба» и выполняют шлифовку сплошными непрерывными полосами, как на видео:
Периодически каждые 15-20 минут машину останавливают, чтобы убрать шлам или пыль, проверить качество поверхности бетонного пола и дать инструменту остыть.
Перед тем как начинать шлифовку, будет полезным поинтересоваться рабочим циклом машины, сколько аппарат может работать непрерывно, и как часто его нужно останавливать для охлаждения.
Если планируется обработка больших площадей, то лучше арендовать промышленную технику. С ее помощью можно не только выполнить шлифовку быстрее, но и с более высоким уровнем качества поверхности.
Частые ошибки и как их избежать
Как утверждают мастера, понимание того, что именно было сделано неправильно, приходит после завершения работ. Шлифовать бетонный пол тяжело, долго, приходится возвращаться к уже обработанной поверхности для устранения недочетов.
Перегрев инструмента
Режущие кромки круга испытывают огромную истирающую нагрузку, поэтому даже мощный инструмент может сильно нагреваться в процессе шлифовки пола. Даже если в машине есть встроенный вентилятор обдува. Поэтому сухим способом шлифуют преимущественно небольшие площади, мокрым обрабатывают большие поверхности.
Кроме инструмента, перегревается двигатель и редуктор. Мощность и обороты вращения снижаются, а значит, падает качество шлифовки бетона. Поэтому нужно посмотреть в инструкции – какую площадь шлифмашина способна обработать без снижения качества. Если перегрели технику, желательно опрокинуть ее на бок и дать остыть 10-15 мин.
Шлифовка изношенным инструментом
Опытные мастера работают на бетонном полу несколькими комплектами кругов. Инструмент постепенно изнашивается, соответственно проседает производительность. Давить на машину, чтобы увеличить скорость шлифовки, бессмысленно, равно как нагружать ее дополнительным балластом. От этого пострадает как сам аппарат, так и поверхность бетона.
Кроме того, на первых этапах шлифовки, когда требуется срезать самые толстые наплывы и горбы, инструмент может изнашиваться неравномерно. В результате на отшлифованной поверхности появляются спирали и змейки. Если появился рисунок, свидетельствующий о том, что круг режет бетон одной лишь рабочей кромкой (вместо 4-5), значит, нужно делать замену.
Большое значение имеет практический навык обращения со шлифмашиной. Опытные работники могут определить по усилию и по звуку момент, когда инструмент сильно изношен и подлежит замене.
Неправильная траектория шлифовки
Предварительное шлифование всегда начинают с ровной поверхности, рядом с самым большим горбом или самой высокой точкой бетонного пола. Основная задача – срезать выступающие поверхности, привести их на один средний уровень.
Поэтому на предварительном этапе шлифовку выполняют кругами вокруг такого «холма», постепенно приближаясь к вершине. Если шлифовать последовательными полосами, то дефект никуда не исчезнет. Периодически нужно включать лазерный уровень и проверять линейкой, насколько ровным стал бетонный пол.
Если поверхность бетонной площадки не имеет выраженного уклона, а испещрена мелкими «лунками», то лучше использовать схему «косильщика». В этом случае шлифовка начинается в дальнем углу, а траектория движения машины напоминает периодическое движение по дуге. Примерно так, как работают ручной косой при скашивании травы.
На последнем этапе нужно сделать бетонный пол плоским. Шлифовку выполняют полосками примерно так, как работает газонокосилка на лужайке. По окончании работ нужно будет проверить уровень поверхности пола, и можно переходить к декоративной отделке.
Как устранить дефекты после шлифовки
Наиболее распространенной проблемой является рисок и следы от работы инструмента. Самый простой способ убрать дефекты –зашлифовать их более тонкой обработкой. Если площадка будет матовой, то достаточно будет доработать бетон алмазным инструментом так, чтобы появился сатиновый отблеск. После чего на пол наносится грунтовка, она, как правило, скрывает дефекты, и в целом бетон выглядит достаточно ровным и плоским.
Если дефекты на поверхности под дальнейшую полировку, то нужно менять технологию отделки. Вместо шлифовки под глянец на пол укладывают несколько слоев лака с промежуточной полировкой. В результате можно полностью закрыть глубокую риску.
Шлифовка бетонного пола своими руками требует терпения и внимания к результатам. В процедуре обработки бетона нет никаких технологических секретов, поэтому при аккуратном обращении с техникой результат всегда будет на оценку «хорошо». Тонкую работу – полировку бетонного пола лучше доверить профессионалам.
Расскажите о своем опыте шлифовки полов – какие проблемы возникали, и как они решались в процессе работы? Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять важную информацию по теме.